Официальные новости
Версия для печати

Бюджет Читы в 2017 году: уроки на сегодня и завтра

20.06.2018
Источник информации: Дума городского округа «Город Чита»
Адрес новости: http://gorduma.chita.ru/page/news/12/large/1840/newlist/



      Исполнению бюджета Читы за 2017 год были посвящены публичные слушания, которые депутаты Думы городского округа «Город Чита» провели 19 июня.
      В начале Глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалев отметил, что публичные слушания по итогам исполнения бюджета – не просто норма закона, это дополнительное подведение итогов эффективности работы с финансовыми ресурсами в 2017 году.
      Исполняющий обязанности руководителя администрации городского округа «Город Чита» Максим Курьянов , поблагодарив депутатов Думы городского округа за тщательную работу по исполнению бюджета в 2017 году, сделал акцент на том, что бюджет городского округа год от года становится напряженней:
      - Когда мы говорим, что наш бюджет большей частью социальный, это на самом деле говорит, что мы безукоризненно выполняем социальные обязательства, возложенные на городской округ, - сказал Максим Александрович.- К сожалению, год от года уменьшается адресная инвестиционная программа, снижаются расходы на коммунальное хозяйство.
      О том, что исполнение бюджета городского округа «Город Чита» в 2017 году по-прежнему проходило в непростых финансовых условиях, сказал и председатель комитета по финансам администрации Читы Андрей Кефер.
Тем не менее, удалось выйти на профицит в 20,3 млн.рублей: как отметил Андрей Иосифович, доходы составили 5 миллиардов 383,9 млн.рублей, расходы – 5миллиардов 363,6 млн.рублей.

О доходах


      В доходную часть бюджета городского округа «Город Чита» поступило 5 миллиардов 383,9 млн. рублей , или 106,5 % к уточненному плану. (По сравнению с 2016 годом доходы увеличились на 632,4 млн. рублей, или на 13,3%).
      - Помните, когда мы с вами рассматривали структуру доходов, всегда прерогативное место занимали безвозмездные перечисления, - отметил Андрей Кефер. – В 2017 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов нам все же удалось увеличить, их сумма составила 2 миллиарда 664,4 млн. рублей, или 112,1 % к уточненному плану. К уровню 2016 года доходы возросли на 341,2 млн. рублей, что составило 114,7%. Увеличение собственных доходов за 2017 год составило 17,8% к уровню 2016 года, или 453,7 млн. рублей.
      Основная доля в объеме 68,7 % приходится на НДФЛ-45,6%, налог на имущество физических лиц - 5,0%, земельный налог-8,8%, единый налог на вмененный доход -9,3%.
      Как было отмечено в выступлении , прирост поступлений обеспечен за счет поступления налога на доходы физических лиц - 111,4%, единого налога на вмененный доход - 107,8%, налога на имущество физических - 127,3%, земельного налога - 101,3%, увеличения объемов продажи объектов муниципальной собственности – 109,4%, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена – 148,4%, административных штрафов – 137,5%
      Что касается основного источника пополнения доходной части бюджета - налога на имущество физических лиц , то при плане 104,6 млн. рублей, фактически поступило 133,2 млн. рублей, выполнение составило 127,3 процентов.
      Среди факторов, которые способствовали этому, Андрей Иосифович назвал установление оптимальных ставок по налогу в части снижения с 2,0 % до 0,5%; меры взыскания, применяемые налоговыми органами; уплату налога с применением кадастровой стоимости объекта индивидуальными предпринимателями, включенными в перечень, которые ранее платили данный налог как физические лица – с понижающим коэффициентом.
      - И вместе с тем по состоянию на 1 января 2018 года сумма недоимки составляет 222,2 млн. рублей, что на 39,8% выше уровня недоимки сложившейся по состоянию на 1 января 2017 года, - отметил Андрей Иосифович.
      Помимо работы над снижением недоимки, в выступлении были обозначены и другие резервы пополнения доходов: увеличение количества налогоплательщиков (в том числе, за счет реализации мероприятий, способствующих оформлению собственности на земельные участки и недвижимое имущество); увеличение размера ставки по оплате за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, и другие.
      - Меры, направленные на обеспечение наполняемости доходной части бюджета и эффективное расходование средств позволили администрации городского округа в 2017 году исполнить бюджет с профицитом в сумме 20,3 млн.рублей, - еще раз подчеркнул Андрей Кефер.


О расходах

      Расходная часть бюджета исполнена на 99,4 процентов. При плане 5 395,1 млн. рублей кассовые расходы составили 5363,6 млн.рублей.
      Среди причин Андрей Кефер назвал снижение затрат на выполнение работ и экономией, образовавшейся в результате проведения аукционов; несвоевременное и некачественное предоставление подрядными организациями актов выполненных работ.
      В ходе исполнения Адресной инвестиционной программы проводилась реконструкция парка Боевой и Трудовой славы Забайкальцев; изготовление проектно-сметной документации на строительство школы в Центральном районе города; технологическое присоединение многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Нагорная,19 к централизованному теплоснабжению и другие.
      Как и прежде, одной из главных задач была выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.
      - По-прежнему одним из важнейших направлений работы была реализация указов Президента Российской Федерации, - отметил Андрей Кефер. - Исполнение «майских» указов по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы в 2017 году осуществлялось в очень трудных финансовых условиях. В целом целевые показатели средней заработной платы отдельных категорий работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 2017 год исполнены.
      В структуре расходов в 2017 году, как и прежде значительное место занимают расходы на социально-культурную сферу: 77,6 процентов. Приоритет , как и прежде, был отдан сфере образования. Но, к сожалению. как было отмечено в выступлении, главным образом средства направлялись на выплату заработной платы и текущее содержание учебных заведений.
      Также в выступлении было уделено внимание таким разделам как «Социальная политика», «Национальная экономика», «Жилищно –коммунальное хозяйство» и другим.
      - Бюджет 2017 года выполнен, - сказал в заключение Андрей Кефер.- Основное, что хотелось бы отметить , это отсутствие по итогам исполнения бюджета 2017 года кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам - выплате заработной платы, отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, а также по коммунальным платежам.

Вопросы , комментарии, рекомендации

      - Есть ли у вас информация о том, сколько трудоспособного населения было в 2017 году , и сколько оплатили НДФЛ ? –спросил депутат Виктор Шереметьев. – И какая доля «серых зарплат» была выдана?
      - Информация о количестве трудоспособного населения у нас, конечно, есть, - сказал Андрей Кефер.- А вот что касается «серых зарплат», то ни один предприниматель добровольно эту информацию не предоставит. Хотя в решении этой проблемы есть значительные резервы пополнения доходной части бюджета, над этим работаем, хотя , к сожалению, реальных рычагов у той же комиссии по мобилизации доходов почти нет.
      Что касается резервов, Глава Читы Анатолий Михалев сделал акцент на выполнении всего на 47, 6 % земельного налога за пользование землями, собственность на которые не разграничена.
      - Какие меры принимались в работе с департаментом госимущества и земельных отношений Забайкальского края, что сделано, чтобы ситуацию исправить? – спросил Анатолий Дмитриевич.
      - Мы постоянно в плановом порядке 8 раз в год приглашаем сотрудников департамента и заслушиваем их на комиссии по мобилизации доходов, - сказал Андрей Кефер. –Они докладывают, какая претензионная, исковая работа ведется, отчитываются о значительном количестве исков, «застревающих» в судах. При этом недоимка в этой части выросла.
      На это Глава Читы Анатолий Михалев еще раз сделал акцент на необходимости решать вопрос:
      -Ведь странная ситуация - который год город ставит перед правительством и Законодательным Собранием края вопрос: отдайте землю, мы сами будем собирать налоги! Многие регионы это сделали, наш город остался один из немногих, где земля неразграниченных территорий осталась в руках субъекта. Нет же, в ответ выдвигаются различные доводы, Более 150 млн. рублей город по этому году не добирает поступлений по данному виду налога!
      Среди замечаний председателя контрольно – счетной палаты Читы Маргариты Казаковой - тревожная тенденция к ежегодному наращиванию муниципального долга. В 2017 году по сравнению с 2016 годом долг увеличился на 235 181,2 тыс.рублей или на 46,1 % и составил на 31 декабря 2017 года - 766 517,6 тыс.рублей.
      - Несмотря на внесение изменений в течение года в объем прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов, исполнение по источникам доходов варьирует от 68,7% до 137,5%, - отметила также Маргарита Казакова. - Это свидетельствует о недостаточно точных прогнозных расчетах при подготовке проектов, направленных на внесение изменений в утвержденный объем доходов городского округа.
      Председатель комитета культуры администрации Читы Николай Волков и председатель комитета образования Оксана Кирик проинформировали участников слушаний об использовании бюджетных средств в 2017 году.
      Участники публичных слушаний рекомендовали Думе городского округа утвердить отчет об исполнении бюджета за 2017 год. Также ряд рекомендаций был дан администрации Читы. В том числе, такие: продолжить реализацию мероприятий по укреплению собственной доходной базы бюджета городского округа и повышению эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности; продолжить работу с Правительством Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края по безусловному исполнению бюджета Забайкальского края в части поступления межбюджетных трансфертов в бюджет городского округа.

Корень проблем - в межбюджетных отношениях

      Этому посвятил свое выступление в завершение слушаний Глава городского округа Анатолий Михалев. В частности ,он сказал :
      - Казалось бы, судя по прозвучавшей информации, все неплохо: на 112% увеличили доходную часть бюджета, почти 288 миллионов рублей собрали дополнительно .Но если проанализировать расходные полномочия нашего бюджета, то приходится печалиться.
      Посмотрите, что реально происходит: 77, 6%–это расходы на социальную сферу. Но это не на развитие, а на содержание: выплату заработной платы, коммунальных платежей. И то, что всего 10 миллионов направили на развитие образования, то это на 140 учреждений! Какое развитие? Крышу починили, подключили к теплоснабжению и так далее. То есть, мы не приобрели новые компьютеры, новое оборудование ,не построили новых социальных учреждений и так далее– мы просто латаем дыры.
      Аналогичные примеры Анатолий Дмитриевич привел и в отношении других отраслей городского хозяйства:
      - Казалось бы, большая цифра: более 400 миллионов рублей было направлено на благоустройство .Но на что?! 50миллинов-на расчет по долгам за реконструкцию Мемориала Боевой и Трудовой славы, более 60 миллионов – на реконструкцию центральной площади, немного –на приведение в порядок дворовых территорий –по существу на благоустройство не остается ничего. Мы не ремонтируем нормально дороги тротуары, не занимаемся нормально озеленением ,освещением: например, относительно улицы Казачья мне уже стыдно на эту тему говорить. И так по существу везде. Говорим о том, что много несанкционированных свалок, особенно в неблагоустроенном секторе, но созданное для вывоза отходов из этого сектора предприятие ГЖЭУ не справляется, поскольку ни одного рубля дотаций из городского бюджета .
      Далее Анатолий Михалев обратился к присутствующим на слушаниях депутатам Законодательного Собрания Забайкальского края, избранным от города:
      - Мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали: пока не изменятся вопросы межбюджетных отношений, пока не будут понимать органы государственной власти, что при бедных муниципалитетах не бывает богатого субъекта, мы с вами никогда с этой позиции не сдвинемся. Обращаюсь не только к присутствующим в зале депутатам, но и к тем кандидатам, которые собираются баллотироваться в Законодательное Собрание: если мы хотим выстроить нормальные взаимоотношения между муниципалитетами и органами государственной власти, то в первую очередь нужно разработать нормальный Закон о межбюджетных отношениях. А, может быть, как это было раньше, выйти с инициативой принятия соответствующего закона на уровне Российской Федерации.
      Так, в свое время действовал так называемый закон «О местных финансах»,- продолжил далее Анатолий Дмитриевич.- Он действовал не так долго, до 1995 года, но он регулировал основные отношения государственной власти и муниципалитетов. И тогда не было правовых оснований для того, чтобы урезать у муниципалитета средства, если он начинает зарабатывать больше . Те субвенции и субсидии, которые мы с вами сегодня получаем, этого хватает лишь на заработную плату! Ни рубля на развитие, и это – в столице Забайкальского края! Нельзя так жить дальше. Вода камень точит, и если вы, уважаемые депутаты Законодательного Собрания, начнете все же в этом отношении вносить свои предложения, начнется хоть какое–то движение. И я считаю, что задача публичных слушаний по исполнению бюджета –как раз определить те болевые точки, которые у нас были в прошлом году, чтобы «не наступать на те же грабли», учесть это в корректировке бюджета 2018 года и при формировании бюджета 2019 года .Иначе будем постоянно слышать, что город Чита –дыра, администрация города работает недостаточно. Хотя ее нельзя обвинять: администрации приходится работать в условиях выживания. И спасибо за то, что сохранили городского хозяйство, которое есть, за то, что своевременно платится заработная плата бюджетникам и производится расчет по коммунальным платежам .
      Но если мы хотим говорить о развитии города, мы, действительно, должны изменить подходы к формированию городского бюджета в целом.

Лариса Семенкова, фото автора



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Чита. День за днем.»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: chita.eparhia.ru

Все новости раздела




RSS-лента
Другие новости раздела:
Спасибо всем коллегам, единогласно одобрившим на заседании Думы 28 июня проект, который был рекомендован к принятию нашим комитетом ЖКХ, градостроительства, транспорта и связи по итогам рассмотрения вопроса на заседании комитета 21 июня. ...
Как сообщила на заседании Думы городского округа 28 июня начальник управления экономики администрации городского округа Наталья Павленко, необходимость корректировки Порядка, в соответствии с которым разрабатывается стратегия развития Читы, вызвана ...
Отсутствие по итогам исполнения бюджета 2017 года кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам - выплате заработной платы, отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, а также по коммунальным платежам , - таков один из основных итогов ...
Напомним: в соответствии с федеральным законодательством процесс приватизации относится к тем зданиям и сооружениям, которые не используются для выполнения задач органов местного самоуправления. Преимущественно, речь идет о нежилых объектах, ...
Популярное
28 июня с 10 до 11.00 на территории, прилегающей к Центральной городской библиотеке им. А. П. Чехова, состоится мероприятие «Аллея Чехова». ...
…чем бродить по парку роботов. Эта перефразированная песенка очень подходит для нашей ситуации – посещение данного парка «особенными» детьми и «особенными» взрослыми — из общества инвалидов Черновского района ...